Loading north-tibet4

Экспедиция Sunsara Travel. 2006 год.

11-й день экспедиции.
10.09.
Терракотовая армия и могила Шихуана (неоткрытая).
Выехали из Сианя (Xian) рано утром. Первая точка запланированного путешествия — Терракотовая армия и гробница императора Цинь Шихуана (Qin Shihuang Ling).
Следует отметить, что гробница императора династии Цинь Шихуана (провинция Шаньси) вошла в «Энциклопедию мирового наследия»

Цинь Шихуан (Qin Shihuang) был первым императором объединенного Китая в 221-210гг. до н.э. Строительство его усыпальницы началось сразу же после того, как Цинь Шихуан взошел на трон. Он завоевывал и присоединял все новые и новые территории Китая, при этом работы над усыпальницей расширялись, и вскоре приобрели невиданные размеры. По хроникам, внутри были спрятаны настоящие сокровища. Сегодня над могилой императора возвышается курган, но он до сих пор не раскопан, ибо ученые и исследователи только подходят к возможности «вскрыть», не повредив ничего внутри. У подножия кургана с определенной периодичностью проходят театрализованные представления со сценами из жизни великого императора, очень красочные и оживленные. С артистами можно фотографироваться, но сама гробница пока закрыта.
В полутора километрах к востоку от усыпальницы императора стоит огромный комплекс, под крышей которого разместилась неусыпная стража императора Цинь Шихуана, его терракотовая армия. В 1974 году, копая колодец, местные крестьяне обнаружили одну из самых громких археологических находок XX века: тысячи терракотовых солдат в натуральную величину, с лошадьми, стоящие в боевом порядке – это легенда. На самом деле, все началось гораздо раньше. Только крестьяне со свойственной им жилкой скултыжничества достаточно долго держали, ставшее впоследствии мировой сенсацией, открытие. Они бережно распродавали в основном оружие воинов, ибо, если сами воины – просто терракотовая армия, оружие было у них в руках настоящим, на каждом мече – имя мастера, вот оно то и стало расходиться постепенно по западноевропейским «блошиным рынкам», спровоцировав, в конечном итоге, открытие и раскопки общемирового значения. Целая армия, сопровождающая императора после его смерти, до конца еще не открытая. Всего были раскопаны три подземных помещения: над одним из них поставили крышу и превратили в выставочный зал. Более 6 тыс. воинов стоят здесь, формируя боевой порядок прямоугольника: впереди — три ряда лучников, за ними – стройными рядами основная армия солдат, одетых в броню, сопровождают их колесницы с лошадьми. Все позы, все жесты воинов в точности соответствуют древней китайской книге об искусстве войны. Многие из них носят настоящее оружие двух тысячелетней давности, которое в настоящее время полностью «изъято», но представлено в музее, расположенном тут же. Мечи и стрелы до сих пор острые, остается реальной загадкой изготовление такого высокого класса оружия в то время. Многие воины еще находятся в фазе реставрации. Единственный воин, найденный абсолютно не разрушенным – выставлен в одном из залов музея внутри павильонов. В 1976 году во втором помещении были раскопаны еще 1 тыс. солдат, в третьем — только 68 и одна колесница – командный пункт, управляющий порядками в первом, во втором и, возможно, в остальных, пока не раскопанных подземных помещениях. Археологи, которые в подавляющем большинстве здесь – волонтеры со всего мира, считают, что в окрестностях усыпальницы Цинь Шихуана под землей стоит еще большая армия, вот только на ее раскопки уйдут десятилетия, саму гробницу Шихуана предполагают открыть не раньше, чем через пятьдесят лет. Но для нации, которая мыслит тысячелетиями, это – один миг.
Следует отметить, что на подходе к музею нам предложил свои услуги англоязычный гид, юная китайская студентка, по всей видимости. Которая за вполне умеренную плату провела нас по всем залам и рассказала об истории терракотовой армии.

В окрестностях Сианя есть еще несколько достопримечательностей. Так, горячие источники Хуацин (Huaqing Chi), находящиеся в тридцати километрах от города, бывшие уже при династии Тан любимым местом отдыха императоров, расположены у подножия горы Лишань (Lishan). На горе — даосский храм, посвященный «Старой Матери» (Nu Wa), создавшей человеческую расу и заделавшей трещины в небе, появившиеся после мировой катастрофы.
Кроме того, Неолитическая стоянка Баньпо (Banpo Bowuguan) считается в Сиане достопримечательностью №2, после Терракотовой армии. Самое древнее известное сельскохозяйственное поселение в Китае было открыто к северу от гор Циньлиншань (Qinlingshan), рядом с восточным поворотом Желтой реки Хуанхэ. Живших здесь людей относят к культуре Яншао (Yangshao): жили они в Баньпо с 4500 до н.э. до 3750 до н.э. Над частью неолитической деревни построили большой крытый зал, в прилегающих постройках разместили керамику и прочие артефакты неолита. Зал стоит на месте древних жилищ, содержит останки домов. Деревня обнесена искусственным рвом, который защищал жителей от диких животных и служил также водостоком после сильных ливней. К востоку от жилой зоны располагались керамические мастерские, к северу — кладбище. Жили обитатели Баньпо, по предположению ученых, охотой, рыбалкой и собирательством, хотя уже были зачатки земледелия и первые домашние животные.
Нужно отметить, что данная достопримечательность покажется интересной далеко не всем.
Следующая точка нашего маршрута – гора Хуашань (Huashan)
Над северными равнинами в 120 км к востоку от Сианя возвышаются гранитные пики массива Хуашань (Huashan) высотой до 2200 метров. Это — одна из пяти священных гор Китая, которая называлась в даосской традиции Сиюэ (Xiyue), Западный пик. От деревни до подножия горы идет автобус, далее – можно часть маршрута сократить путем подъема на фуникулере. Далее, на вершину гигантского гранитного утеса ведет головокружительная и трудная тропа, местами превращающаяся в вырубленные в скале ступеньки, особенно запоминающаяся по знаменитому ее отрезку – Ребру Зеленого Дракона с пропастью по обе стороны от ступенек. Есть участки практически вертикальных подъемов и спусков, при обледенении или после дождя они вообще становятся крайне опасными, но усталости не чувствуется на подъеме, сил с каждым шагом только прибавляется. На вершине тропа обходит все четыре главных пика Хуашань. По пути встречаются достаточно скромные гостиницы, в которых можно заночевать, даосские храмы. Вдоль ступенек, между столбами на цепями – бесчисленное множество замков и красных ленточек. Чем выше поднимались, тем чаще встречали белок, которые здесь совершенно не пуганы. Скачут себе от одного древка к другому, при этом любопытно поглядывая на проходящих мимо по их тропинкам. Периодически рядом с «основной» лестницей проявлялись ступеньки, сохранившиеся издревле. Чувствуется, что восхождение на Хуашань давалось не так-то легко: шаг влево – обрыв, шаг вправо – обрыв. Замечательно, что, задержавшись на самой вершине, уже на спуске мы встретили закат: потрясающее зрелище!
Последний автобус от фуникулера до деревни едва нас дождался, а фуникулер «по договоренности» включили специально для нас.

И снова дорога. Теперь – в сторону Шаолинь. Приехали к ночи в Luoyang, небольшой и очень уютный городок. Голодные, как черти, нарвались на великолепный ресторан с дим-сем и китайским пивом. Удивительно, глубокая ночь, а ресторанчик полон, за соседними столиками китайцы заказывали себе что-то из европейской кухни, а мы – наслаждались местной.

12-й день экспедиции.
11.09. 
Luoyang.
С самого утра отправились к гротам, одной из самых известных достопримечательностей города, где провели немало времени, перемещаясь вдоль реки от одной пещеры к другой. Статуи Будд, древние фрески, лики, высеченные прямо в скалах, произвели неизгладимое впечатление.
Следующая точка нашего путешествия – Шаолинь.
Прибыв к известнейшему монастырю достаточно рано, мы успели побродить по его храмам, отдать почтение древнейшим Мастерам в Лесу пагод, посетить потрясающее представление монахов, посмотреть тренировки детей – воспитанников Шаолиня, пообщаться с администрацией школ.

shaolin2

Luoyang. Город находится в провинции Хэнань, в среднем течении и на южном берегу реки Хуанхэ. Луоянг, являясь одним из семи древних столиц Китая, служил таковым девяти династиям. В нем правили более 70-ти императоров. Символом этого города является пион. Существует легенда, что императрица У Тцзэтянь приказала отправить цветок в ссылку, так как он зацвел зимой. С тех пор в городе каждый год в середине апреля отмечается праздник пионов.
В эпоху расцвета Луоянга (V в.н.э.), после переноса в 494 г. резиденции правителей династии Вэй, к югу от города в гротах из песчаника началось создание статуй Будды, в скалах возник буддийский пещерный монастырь. На протяжении веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые изваяния и рельефы. Со временем здесь в 2000-х пещер было создано почти 100 000 изваяний и рельефов.
К гротам мы и отправились с самого утра. Провели немало времени, перемещаясь вдоль реки от одной пещеры к другой. Статуи Будд, древние фрески, лики, высеченные прямо в скалах, произвели неизгладимое впечатление. Хотя многие статуи в гротах Лунмэня сильно пострадали во время гонений на буддистов в IX в., гораздо позже — от грабительских набегов коллекционеров, и вандализма в годы “культурной революции”, они, тем не менее, остаются выдающимися памятниками искусства.

shaolin3

Следующей точкой нашего путешествия стал монастырь Шаолинь.
Прибыв к нему достаточно рано, мы успели побродить по храмам, отдать почтение памяти древнейших Мастеров в Лесу пагод, посетить потрясающее представление монахов, посмотреть тренировки детей – воспитанников Международного Института гун- фу Шаолиня, пообщаться с администрацией школ.
Монастырь Шаолинь являет собой древнейший памятник архитектуры образца последней Цинской династии. В нем до1980 года сохранялось лишь несколько павильонов в полуразваленном виде — то, что уцелело после пожара 1928 года. Позже, став туристическим центром, монастырь был восстановлен примерно в прежнем виде. Расположен он на склоне горы Шаоши, по своей структуре напоминает лестницу.
Лес Буддийских Пагод «Талинь» — надгробные ступы на кладбище монастыря Шаолинь – это могилы мастеров у- шу различных династий. Общая площадь 14 кв. км., где сохранилось 260 надгробных ступ настоятелей монастыря. На поверхностях многих из них вырезаны барельефы и надписи.


Известной достопримечательностью монастыря являются боевые искусства и, главным образом – у- шу. Боевое искусство, совершенствовавшееся веками и достигшее небывалых высот. В истории сохранился замечательный случай, когда пара десятков монахов, подоспевших во время, переломили ход крупной битвы и спасли императора. При монастыре существует школа, где живут дети, учат математику, грамматику, языки, компьютерное дело, различные виды боевых искусств. Эти школьники и составляют основу труппы «мастеров у- шу».
Мы снова двинулись в путь.
Следующая точка нашего путешествия – даосский храмовый комплекс на горе Wudangshan, к которому мы добрались, сменяя друг друга за рулем, только ранним утром.

13-й день экспедиции
12.09

Wudangshan. Вуданг- даосский храмовый комплекс на горе. Все дружно заснули еще по дороге туда в комфортабельном автобусе, в котором под звуки традиционной китайской музыки постоянно прокручивали рекламный фильм о храме, расположенном на горе, напоминающей хвост дракона. Потом поднялись на фуникулере непосредственно к главному храму: тропинка в горах, открывающаяся взору с высоты птичьего полета, может занять восемь –девять часов восхождения. Однако уже на самом верху, в храме, мы еще долго поднимались по крутым лестницам, наблюдая за жизнью и бытом монахов. Очень отличается пантеон даосских святых от буддистских, один из святых с характерно вытянутым средним пальцем – очень развлек. Веселые и грозные, смешные и злобные, черные, желтые, белые, с характерными признаками мужскими и женскими, — они совсем другие. Кроме того, сам колорит даосского храма с обязательным присутствием предсказателей, колдунов и прорицателей – нечто особенное в своем роде. Монастырь Wudang- то место, где настоятель периода династии Сонг по имени Жанг Занфенг основал стиль единоборств известный ныне, как тай- цзи цюань или тайчи. Ему приписывали изобретение «пилюль бессмертия». Во- первых человек с таким именем и всеми достоинствами «первого» Жанг Занфенга фигурирует во многих рукописях периода династии Минг. Во- вторых даосы исповедовали «Культ Восьми Бессмертных» и постоянно пытались достигнуть бессмертия различными способами, что положительно сказалось как на даосской медицине, так и на всей традиционной китайской медицине. Вуданг- колыбель «мягкой» северной школы китайского гун- фу, в противовес Шаолинь Си, развивающему «жесткий» южный стиль у- шу. Посещение монастыря, Золотого зала, Храма пурпурного облака, Храма Неньян, прогулки по горе, оставили неизгладимое впечатление, но в знаменитый Институт Боевых Искусств Голубого Неба в Вуданге нам попасть не удолось- не хватило времени.

И снова в путь. Следующая точка нашего путешествия – знаменитый город Ченьду, столица провинции Сычуань, и его окрестности.

14-19-й дни экспедиции
13-18.09
Chengdu (Ченьду) является столицей провинции Сычуань (Chuan, или Shu). И еще накануне, поздним вечером, когда мы въехали в город, он произвел сильное впечатление своим блеском, сиянием неоновых реклам. И на этом фоне – группы танцующих китайцев, неугомонные крикливые рикши, бесконечные уличные торговцы, предлагающие всевозможные вкусности и сувениры.
Раскопки руин Саньсиндуя и Цзиньша доказали, что более 3000 лет назад Ченьду уже был крупным политическим и культурным центром. А в 770-476 гг. до н.э., период весны и осени, он стал столицей царства Шу, и с того времени побывал столицей 6-ти царств. Благодаря проекту ирригационной системы Дуцзянъянь (256 год до н.э.), в Ченьду забыли, что такое засухи и наводнения. И равнина стала самой плодородной областью Китая. Более 40 рек протекают через город. Среди них – реки Миньцзян и Тоцзян.
В третьем веке китайский поэт, чтобы прославить богатство Сычуаня, написал следующие строки:
Здесь человек правит дождем и засухой,
Здесь не знают голод,
Неурожаи тоже незнакомы,
В Поднебесной каждый знает, как плодородна эта земля!

chengdu3

В Ченьду мы по плану проходили процедуру продления визы, ибо наше путешествие по Китаю и Тибету в совокупности должно продлиться дольше 30-ти дней. Сразу стало ясно, что зависли на пять дней, но город и земля неслучайно именуются благословенными в течение двух тысячелетий. За богатые природные ресурсы и красивые пейзажи Сычуань, расположенную на юго-западе Китая в верхних притоках реки Янцзы, называют раем. Цзючжайгоу, национальный парк Желтого Дракона, горы Эмейшань, Гигантского Будду в Лешане и горы Цинчэншань, находящиеся в провинции, ЮНЕСКО занесло в список всемирного наследия в 1992, 1996 и 2000 годах, соответственно. В провинции насчитывается 42 вуза, сотни научно-исследовательских институтов, естественно, что большая их часть сосредоточена в Ченьду. Провинция богата туристическими достопримечательностями; более 85 % от всех панд, этого редкого представителя животного мира, обитает в Сычуани; здесь же — 8 национальных парков и 40 заповедников.

В самом Ченьду новейшая западная архитектура естественным образом сочетается с традиционной китайской. Большое количество храмов в самом городе окружено новыми кварталами, выдержанными в традиционном китайском стиле: парящие крыши и резные деревянные двери и окна домов соседствуют с небоскребами из стекла и бетона. И во всех районах – большое количество пожилых и совсем юных китайцев собираются под звуки музыки заниматься ци- гун и у- шу утром и вечером.
В восточной части города располагается промышленная зона. На юге – исследовательские и образовательные учреждения, среди которых главные вузы, научно-исследовательские институты и зона развития высоких технологий. Западная часть – это область торговли и развлечений, а деловая часть города является политическим, культурным и финансовым центром. Вокруг города находится множество заповедников и национальных парков.
Кроме того, если в целом по стране излюбленный напиток европейца – кофе, не сыскать днем с огнем, то в Ченьду, напротив гостиницы, где мы поселились – «Старбакс», которое работает с 7 утра и до 12 ночи, с приличным кофе и Wi-Fi доступом к интернету. И таких мест в городе огромное количество.

chengdu2

Поэтому, ни секунды не сожалея, что мы задерживаемся в Ченду на несколько дней, с первых же суток мы отправились «глазеть и наслаждаться» одним из самых замечательных городов Китая.

13-14.09. В планах- Лендровер – центр, который мы посетили с самого утра. Далее — даосский храм Черного козла, который уже на входе отсек суету и шум большого города. Там, переходя от дворика к дворику, от храма к храму, мы все больше погружались в мистическую атмосферу комплекса и даосской традиции. Перед одним из храмов – скульптура самого Черного козла, которого обязательно надо погладить по тому месту, которое болит, поэтому бронзовый козел блестит и сверкает во всех частях тела, собранного из характерных признаков всех животных китайского гороскопа. В глубине храмового комплекса мы обнаружили мастерские, в которых искусные художники и скульпторы воссоздают и создают заново картины, скульптуры богов, резные колонны с золотыми иероглифами, древности. Вдоль стен обители монахов – даосские скрижали, на каждой из которых, казалось бы, простые и очень понятные истины. Но читались они как-то по-новому, становились словно заново открываемыми. И неподалеку, практически на границе с городским парком, несколько особняком стоящий дворик, в котором – приемная даосского врача. Безусловно, мы радостно прошли пульсодиагностику, долго разговаривали о методах и принципах врачебной традиции. И «навещали» потом два дня подряд, укрепляя здоровье участников экспедиции массажем с удивительным целебным маслом и травяными настоями, целебным чаем и беседой с даосским целителем, иглорефлексотерапией. Врач также пригласил к одному из наших визитов прорицателя, который поддержал каждого из нас исключительно искренними и светлыми предсказаниями на будущее и подсказками о смысле нашего пути и правильном выборе.

chengdu

В этот же день мы посетили знаменитый буддистский храм Чжугэ Ляна, который расположен в южном пригороде Ченьду. Территория храмового комплекса охватывает
37 000 кв.м., он окружен высокими красными стенами, на постройки бросают тень старые кипарисы. Храм возведен в честь Чжугэ Лян (181-234), известного китайского государственного деятеля и стратега 3-го века, который был олицетворением мудрости в китайских легендах, способствовал объединению Юго-запада Китая и развитию экономики и культуры государства Шу. Здесь также находится могила Лю Бэя (161-223, правил 221-223 гг.), первого правителя царства Шу. На территории храмового комплекса — статуи Лю Бэя и Чжугэ Ляна, тысячи стел, деревянные таблички над дверьми, угольные жаровни, бронзовые треножники, колокола и барабан, который использовал Чжугэ Лян в боях. А также потрясающие беседки с парящими крышами, фонтаны и маленькие пруды с выступающими на поверхности каменными драконами и великолепные каменные сады. Неподалеку находится парк, в котором когда-то жила известная в Китае поэтесса династии Тан, Сюэ Тао, здесь она писала.
Тропинка, по краям которой растут зеленые бамбуки и цветы, вела прямо к древней башне, на ней… нас и застал закат, и от этого умиротворяющая поэтическая атмосфера парка показалась еще более чарующей и волшебной.
Окликнув рикшу, мы очень быстро добрались до своего района, но потом еще очень долго бродили по городу, наслаждаясь его незабываемым колоритом. Безусловно, подчеркнутым великолепной пекинской уткой на ужин в ресторанчике у отеля и отменным фут-массажем, являющимся обязательным атрибутом китайских городов.

15.09. Провинция Сычуань является родиной национального китайского достояния – Гигантской Панды. И с самого утра нового дня мы отправились в Chengdu Panda Reserve – парк на окраине города, где с удовольствием наблюдали за этим редчайшим представителем животного мира, а также его сородичами – красной пандой и еще несколькими видами панд. Ученые с 1957 года, когда впервые были приняты законы об охране панд, а в 1963 году в Пекинском зоопарке родился в неволе первый детеныш, проводят программы по защите панд, проживающих в дикой природе. В более 40 заповедных зонах провинции Сычуань и севера-запада Шэньси и Ганьсу обитает около 1000 особей. Браконьерство и охота на них считается в Китае незаконной. Центр по защите гигантских панд создает все условия, что подготовить панд к возвращению в дикий мир. Однако, они отвыкли добывать пищу самостоятельно. В природе редко встретишь детеныша панды. Мы бродили по бамбуковой роще парка от одного вольера к другому: панды, находящиеся за невысоким заборчиком ежесекундно поглощали бамбуковые стебли, не отвлекаясь на глазеющих туристов. Те, что поменьше, сбивались стайками и резвились, очень дружелюбные на вид. Большинство же – то лежа, то сидя – поглощали бамбук, непрестанно забрасываемый служителями парка прямо им под нос, громко чавкая от удовольствия и искоса поглядывая на нас, хоть и без особого интереса.
В одном из павильонов парка мы также наблюдали непосредственно за процессом родов по монитору видеокамеры, установленной в одном из помещений мини-клиники для панд Chengdu Panda Reserve, а за стеклом – маленькие детеныши панд разного возраста в кувезах. Некоторые подращиваемые людьми таким исключительным образом детеныши были так малы, что могли уместиться просто на ладони.
В парке также мы посетили музей панд, нагуляли бешеный аппетит, гуляя меж вольеров по тропкам и дорожкам потрясающей красоты бамбуковой рощи.
Неслучайно изображение панд часто используют как символ дружбы между Китаем и другими странами, как символ самого Китая.

Вторая половина дня была посвящена еще одной исключительной достопримечательности Ченьду – Дому Ду Фу и Музею Дома Ду Фу, расположенным в западном предместье Ченьду. Ду Фу (712-770), один из величайших поэтов эпохи Тан, родился в провинции Хэнань. Однако с молодых лет много путешествовал по Китаю и, в конце концов, поселился в Сиане, столице династии. В 759 году бедность и неудачи вынудили поэта переехать в окрестности Ченьду, где были написаны многие из сохранившихся стихотворений. В этом скромном доме, когда династия Тан уже была в упадке, общественные волнения и страдания народа заставляли страдать и поэта. Произведения Ду Фу отображают в его взглядах на происходящее глубокое понимание времени. В доме установлена статуя поэта с человеческий рост. Он задумчиво теребит свою бороду. Пройдя по маленькому мостику и поднявшись по лестнице, можно оказаться в мемориале Ду Фу. Здесь выставлены стелы, каменные таблички и глиняные скульптуры поэта, сделанные до 14 века. В задней части дома можно увидеть 150 копий различных изданий его поэм, среди них есть и тексты, отпечатанные при помощи деревянные блоков, и рукописные. Более тысячи книг и картин хранится в доме Ду Фу. Он вошел не только в китайскую, но и мировую литературу. Скромную обитель поэта окружает сад, где растут сливы. Цветы в саду цветут круглый год, наполняя воздух благоуханием.

emeishan2

16.09. День посвящен даосизму и горам Цинчэншань, расположенным недалеко от Ченьду. Это одно из мест, где зародился даосизм — единственная религия, для которой Китай является родиной. Горы все еще являются религиозным центром, где можно встретить множество даосских храмом и святынь. Появившись в горах Цинчэншань в 143 году до н.э., даосизм стал одной из основных религией в Юго-восточной Азии. Горы Цинчэншань, в 16 км от города Дуцзянъянь, в древности называли «самым спокойным местом в Поднебесной». Ранним осенним утром горы были окутаны туманом, темно-зеленый сосновый лес постепенно просыпался под щебет птиц и шум водопада. Мы бродили по горам целый день, поднимаясь и спускаясь от одного склона к другому. Неудивительно, что китайские отшельники и поэты еще в древности восхищались особым чувством спокойствия этих мест. В 2000 году горы Цинчэнщань были внесены в список мирового наследия.

17.09 — 18.09 – посетили потрясающие по своей красоте и неповторимости горы Лешань и Эмейшань.

Leshan_Buddha-3
Лешань. Огромный Будда Майтрея вытесан в скале, обращенной к слиянию трех рек: Миньцзян, Цинъицзян и Дадухэ, поэтому для осмотра можно брести через горы по тропинке, но лучше – выйти на катере к середине реки, откуда и открывается замечательный вид. Скала находится на западном склоне горы Линъюньшань. По легенде, знаменитый монах Хайтун династии Тан (618-907) часто видел, как в водовороте рек переворачиваются лодки. Кораблекрушения в этом месте было привычным явлением. Желая защитить лодки и смягчить непокорные потоки, монах дал обет возвести в скале Будду Майтрея. Он приложил много усилий, чтобы собрать средства на строительство. Так самый большой Будда в мире строился 90 лет с 713 по 803 годы в эпоху Тан. Местная пословица гласит: «Гора – это Будда, Будда – это гора». Его высота 71 м. Для удобства паломников была построена дорожка Девяти Поворотов, состоящая из 250 каменных ступенек. В 1996 году ЮНЕСКО внесло Будду в список мирового наследия. Некогда, с момента постройки и в течение 500 лет огромная деревянная конструкция защищала Будду от непогоды. Но в конце династии Юань она была разрушена. Так с 15-го века Будда остался открытым для дождей и ветров, поражая своим величественным видом воображение паломников, подчеркивая тем самым каменную незыблемость веры. С этими чувствами мы и оставили Лешань, двинувшись в направлении Эмейшань.

emeishan3

Горы Эмейшань расположены в 165 км от Ченьду. Самая высокая вершина – пик Ваньфо, начинается с 500 м и доходит до 3 099м. над уровнем моря. И не смотря на то, что внизу, у подножия гор было душно, когда мы поднялись к вершинам – нас встретила влажная прохлада. Правда, красоту пейзажа несколько сковывал туман. Говорят, весной горы утопают в огненных азалиях. А летом склоны покрыты зеленой травой и деревьями. Зимой все засыпано белым снегом, что лежит и на крышах древних храмов, на ветвях деревьев, на склонах гор. Можно ослепнуть от этого снежного великолепия. Но была осень. Деревья только начали сбрасывать листву, и невозможно чистое небо просматривалось сквозь густую крону великанов. Поднявшись на фуникулере на некоторую высоту, мы побрели по тропинкам от храма к храму. Какими мелочными и незначительными нам казались все вчерашние проблемы! Как магически действовала красота и величие этой местности! Неслучайно испокон веков китайцы верят, что природа таинственно влияет на характер человека, а бессмертные находят свое пристанище в горах.
На склонах Эмейшань, как и других священных горах, расположено огромное количество храмов: с тех времен, когда более 2000 лет назад буддизм попал в эти места, здесь было построено более 30 храмов, и многие из них обладают особенностями, присущими только этим местам.
Местные легенды говорят, что свое настоящее название Эмейшань получили за свою красоту, ибо само слово «эмэй» — это поэтическое сравнение для красивой женщины. По легенде, в одном из храмов города остановился художник. И в благодарность подарил монаху, который его приютил, четыре картины: на каждой из них была изображена прекрасная девушка. Художник сказал монаху, что после его отъезда картину необходимо спрятать в стволе дерева на 49 дней. Но монах был слишком поражен красотой, чтобы прислушаться к предупреждениям. И немедля развесил их на стене. Когда он вечером вернулся в храм, девушки громко смеялись в зале, а изображения с картин исчезли. Как только монах понял, что это и есть девушки с портретов, они выбежали из комнаты. Погнавшись вслед, он только и успел схватить за юбку одну из красавиц. А она неожиданно превратилась в гору. Другие девушки тоже последовали ее примеру. Так объясняется, почему три вершины гор Эмейшань находятся так близко друг к другу, а одна – чуть в стороне.
Храм Баого стоит на высоте 550 м. и построен был с 1573 по 1620 г.г. во время династии Мин. Он является ярким примером храмов Эмейшань. Здесь же находится Ассоциация Буддизма Эмейшаня. Внутри храма – семиметровая бронзовая башня. В ней выгравировано 4700 изображений Будды и сутры хуаянь, огромная фарфоровая статуя Будды, изготовленная в 1415 году в городе Цзиндэчжэнь, столице производства фарфора в Китае.
В 15 км от храма Баого, утопая в зелени, расположился павильон Чистого Звука, построенный в IV веке. Через две реки — Черного и Белого Драконов, — параллельно друг другу расположены два моста. Потоки двух «драконов» сливаться в один ниже павильона и с грохотом ударяются о камень в форме бычьего сердца. Между двумя отвесными скалами перекинута узкая доска, а внизу ущелья клокочет поток Черного Дракона. Далее – мы добрались до Храма Божественного пика, еще несколько километров – и мы у Пруда Купания Слона.

emeishan

По легенде, когда Пусянь взбирался на Золотую вершину на слоне, он останавливался здесь, чтобы искупать своего любимца. Пусянь был правой рукой Сакьямуни, основателя буддизма. В горах Эмейшань он достиг просвещения. Обычно его изображают верхом на слоне. На склонах гор вокруг пруда обитают обезьяны, они, естественно, рассевшись вдоль лестницы, выклянчили у нас все бананы и яблоки, припасенные в дорогу. Как маленькие попрошайки, протягивая ладони в ожидании подношений.
А золотая Вершина была окутана столь плотным туманом, что насладиться удивительным видом, открывающимся здесь, нам не удалось.
Говорят, что с этого места на рассвете, когда облака собираются на востоке и окрашиваются в пурпур, яркий луч свет пробивается сквозь пелену – и так начинается новый день… К полудню лучи, проходя сквозь облака, образуют круг из различных цветов: фиолетового, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, индиго. Это — знаменитый «ореол Будды» Эмейшаня, который создается преломлением солнечного света в тумане. Во времена династии Цин и Мин преданные буддисты, веря, что ореол – это приглашение в иной мир, сбрасывались с отвесных скал. Три чуда гор Эмейшань – рассвет, венец Будды и море облаков.
В горах Эмейшань мы посетили также Храм Фуху (крупнейший женский монастырь), и Храм Ваньнянь (Храм Десяти Тысяч Лет), построенный еще при династии Цзинь (265-420). Его считают старейшим в Эмейшань. Священный покровитель этих гор – Пусянь. В честь него и был возведен этот храм. Над квадратным залом расположен огромный купол, внутри находится бронзовая статуя Пусяня верхом на слоне с шестью бивнями, а под его ногами растут лотосы. Как минимум три пожара случились в храме с тех пор, как установили статую в 10 веке. Но каждый раз 62-тонная статуя избегала разрушения.

Склоны гор покрыты высокими елями, соснами и кедрами, у дорог и тропинок, ведущих от храма к храму, порхают великолепные бабочки от цветка к цветку, придавая путешествию особое очарование. Здесь обитает большое количество животных, можно даже встретить панду а уж обезьяны – просто на каждом шагу. Здесь также обитают редкие виды лягушек, которые могут издавать звуки, похожие на цитры. Согласно легенде, лягушки когда-то были прекрасными богинями, которых завлекли в храм проповеди монаха. У одного небольшого пруда неподалеку от храма Ваньнянь мы остановились ненадолго, заслушавшись их пением. Только разглядеть лягушек было практически невозможно, кроме одной, самой большой, каменной на каменном листе в окружении цветущих лотосов. Спускались сумерки. Мы двинулись в обратный путь.

У подножия Эмейшань – большое количество отелей, в которых можно остановиться на ночлег и снова на следующее утро бродить и бродить среди деревьев, храмов, обезьян и наслаждаться этим чудом бесконечно.